Продавец, передавший покупателю контрафактный товар, обязан возместить его стоимость. Причем вне зависимости от того, знал сам продавец о недостатках или нет, а также вне зависимости от того, когда именно был выявлен контрафакт.
Рассмотрим ситуацию подробнее.
Между ИП-покупателем и компанией-продавцом был заключен договор купли-продажи автозапчастей для дальнейшей перепродажи. Сделка была закрыта надлежащим образом, предприниматель даже успел распродать часть товара, когда вдруг выяснилось, что запчасти контрафактные. Они были введены в оборот без согласия обладателя торгового знака и поэтому запрещены к продаже на территории РФ.
Предприниматель обратился к продавцу с требованием вернуть деньги за остатки нереализованного товара. Но получил отказ, так как сам должен был проверить качество товара (в т. ч. законность его ввода в оборот) при приемке.
Однако ВС РФ такой подход не поддержал, согласившись с выводами нижестоящего суда о том, что у покупателя обязанность проверять законность ввода товара в оборот (в т. ч. требовать соответствующие документы от продавца) есть, только если это прямо указано в договоре. В остальных случаях предполагается, что продавец действует добросовестно и реализует законный товар. Поэтому если впоследствии выясняется, что товар контрафактный, продавец обязан возместить его стоимость покупателю.
Источник: Определение Верховного Суда РФ от 29.10.2020 № 303-ЭС20-16904 по делу № А51-21123/2018