Информация, распространяемая по телефону, считается рекламой, только если она соответствует критериям рекламы, установленным в законе. В противном случае получать согласие абонента на такую информацию не нужно.
По закону распространение рекламной информации по телефону должно осуществляться с согласия абонента. В противном случае распространение такой информации признается ненадлежащей рекламой и является основанием для привлечения ее распространителя к административной ответственности.
На номер мобильного телефона гражданина поступил звонок от оператора сотовой связи с предложением воспользоваться новым тарифом. Гражданин обратился в ФАС с жалобой и требованием о привлечении инициатора звонка к ответственности за распространение рекламы без его согласия. В антимонопольной службе признали жалобу обоснованной и выдали оператору сотовой связи предписание о прекращении распространения рекламы без согласия абонента. Не согласившись с предписанием, оператор оспорил его в суде.
Суд признал жалобу обоснованной и пришел к выводу, что в данном случае основания для привлечения к ответственности отсутствовали. Дело в том, что под рекламой понимается информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В рассматриваемом случае информация предназначалась для конкретного лица, а не для неограниченного круга лиц, а также не была направлена на продвижение товара: обязанность оповещать абонента о новых условиях и тарифах прямо предусмотрена правилами оказания телефонных услуг. Таким образом, этот звонок нельзя считать рекламой, поскольку он являлся информационным сообщением. Получать предварительное согласие абонента на такую информацию необязательно.
Источник: Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2021 № 06АП-379/2021 по делу № А37-2125/2020