Чтобы снизить сумму неустойки магазину, нужно заявить об этом при рассмотрении спора в суде и обосновать несоразмерность требуемой покупателем суммы.
Закон о защите прав потребителей гласит: за каждый день нарушения срока возврата денег покупателю магазин выплачивает неустойку в размере 1 % от стоимости товара. При этом никакой максимальной суммой неустойка не ограничена и в случае длительного спора может в разы превысить стоимость самого товара.
Однако это не значит, что в случае проигрыша дела магазину придется выплатить покупателю неустойку, которая значительно больше цены товара. На помощь предпринимателям приходит Гражданский кодекс, который дает суду право снижать сумму пеней, если эта сумма явно несоразмерна последствиям нарушения. Но чтобы воспользоваться этой возможностью, нужно обязательно выполнить следующие условия. Во-первых, заявить о необходимости снижения неустойки при первичном рассмотрении дела в суде. Делать подобные заявления при обжаловании уже состоявшегося решения бесполезно. Во-вторых, следует представить суду доказательства несоразмерности неустойки и действительных (а не возможных!) последствий нарушения прав потребителей. Дополнительно можно указать, что неустойка значительно превышает стоимость товара. Также можно сослаться на нарушение критериев разумности и соразмерности, а равно баланса прав и законных интересов продавца и покупателя.
Документ: Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 04.02.2020 № 81-КГ19-17