Органы местного самоуправления не имеют права запрещать размещение нестационарных торговых объектов во дворах, если это делается с согласия жителей домов и в рамках действующего законодательства РФ.
Конституционный Суд рассмотрел жалобы на действия местных властей, которые используют Правила благоустройства территории муниципального образования с целью запретить размещение ларьков и киосков на придомовых территориях.
По мнению судей, органы местного самоуправления вводят несоразмерные ограничения нестационарной торговли на придомовой территории, создавая препятствия для законной предпринимательской деятельности, а также ограничивая право собственников квартир распоряжаться своим имуществом.
При этом суд указал, что собственники квартир могут предоставить в аренду придомовую территорию (ее часть) для размещения нестационарного торгового объекта, только если участок поставлен на кадастровый учет и определены его размеры и границы.
Что же касается муниципальных властей, они могут устанавливать требования к удаленности ларьков от зданий и сооружений, к их внешнему облику и техническим (конструктивным) особенностям.
Также суд отметил, что СанПиН 2.1.2.2645-10, устанавливающие запрет на размещение на территории дворов жилых зданий любых предприятий торговли и общественного питания (в том числе палаток, киосков, ларьков, павильонов, летних кафе и пр.), были отменены в 2021 году в рамках «регуляторной гильотины».
В заключение суд обязал все муниципальные образования, установившие полный запрет на размещение ларьков во дворах, в течение одного года снять его. В противном случае эти нормативные акты будут считаться недействительными.
Источник:
Конституционный Суд РФ