Федеральная антимонопольная служба и крупнейшие сети почти пришли к соглашению о проведении мониторинга наценок на продукты питания в рознице. Магазины предоставят в ФАС закупочные и розничные цены на базовые продукты для анализа.
Крупнейшие торговые российские сети договорились с ФАС о том, что они будут предоставлять ведомству информацию о закупочных ценах и розничных ценах для конечного потребителя на перечень продуктов питания, который включает около 25 позиций. Прежде всего в список попадут социально значимые продукты, в том числе мясо, рыба, молоко, яйца, крупы, соль, чай, хлеб, и т.д.
Также представители ФАС предложили продавцам составить и представить в ведомство диапазон «справедливых» (по мнению ритейлеров) наценок на эти продукты. В ФАС оценят данные и будут использовать в дальнейшем при принятии решений, направленных на регулирование цен.
По мнению специалистов, проведение ФАС мониторинга цен – следствие поручения президента России о представлении квартальной отчетности на продукты. По информации из источников, близких к ведомству, ФАС должна была отчитаться до 1 сентября, а затем делать это ежеквартально.
Существует также мнение, что мониторинг ценообразования – это первый шаг на пути к регулированию цен государством. Однако на практике это вряд ли будет работать должным образом. При установлении максимальной наценки на определенный продукт ритейлеры, скорее всего, введут в ассортимент по одной позиции социально значимых продуктов, наценка на которые будет минимальной, а на остальные товары наценка будет продиктована рынком. Такая практика уже есть во многих сетевых магазинах.
Ранее в Минпромторге и других ведомствах неоднократно заявляли, что государство не планирует вводить жесткое регулирование цен на продукты – это может привести к дефициту и росту цен из-за отказа производителей от некоторых товаров ввиду нерентабельности.
Источник:
Коммерсант