Тот факт, что покупатель лично посетил магазин для оплаты и вывоза товара, сам по себе не исключает возможности применения специальных правил о дистанционной торговле.
В отношении продаж дистанционным способом Закон о защите прав потребителей устанавливает дополнительные гарантии для покупателей и повышенные требования к продавцам. Так, последним вменено в обязанность в момент доставки письменно извещать потребителя о порядке и сроках возврата покупки. Причем если этого не сделать, покупатель сможет вернуть товар в течение трех месяцев со дня продажи.
Как разъяснил кассационный суд, все эти требования и льготы действуют не только при классических интернет-продажах, когда покупатель и продавец не встречаются, а товар доставляется на указанный потребителем адрес. В точности такие же правила могут действовать и в ситуации, когда покупатель посещает торговую точку для оплаты и получения товара. Это так, поскольку доставка не является определяющим критерием для отнесения торговли к дистанционной.
Поэтому во всех случаях, когда выбор товара осуществляется покупателем без возможности осмотреть, потрогать и изучить продукт (его образец), речь идет о дистанционной торговле. Так, правила о дистанционной торговле применяются при продаже по каталогам, в т.ч. электронным. При этом не важно, кто осуществляет подбор товара по каталогу – сам покупатель или специалист магазина. Также не имеет значения, как происходит оплата и доставка продукции. В любом случае при передаче такого заказа покупателю его надо письменно проинформировать о праве на возврат товара в течение 7 дней.
Документ: Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 28.01.2020 № 88-995/2020