Одним из оснований возврата продавцу технически сложного товара является выявление существенного недостатка. Недостаток может быть признан существенным при неоднократном выявлении одного и того же недостатка или при выявлении разных недостатков товара в течение гарантийного срока.
Во время эксплуатации технически сложного товара (автомобиль) покупатель выявил в нем различные неисправности и обратился в суд с требованием о возврате товара и взыскании с продавца уплаченных денег.
Суд отказал в удовлетворении этого требования, отметив, что поломку товара можно считать существенным недостатком при условии, что одна и та же поломка появляется повторно после ее устранения. В данном же случае неисправности автомобиля были разными и устранимыми, то есть оснований для возврата нет. К аналогичному выводу пришли суды других инстанций, в результате дело дошло до Верховного Суда.
Судьи ВС пришли к выводу, что о наличии или отсутствии в товаре существенного недостатка может говорить:
-
наличие различных недостатков товара, каждый из которых приводит к невозможности его использования (даже если недостатки устранены при ремонте)
-
либо наличие одного недостатка, который повторяется после его устранения.
Поскольку в приобретенном автомобиле выявлялись различные недостатки, каждый из которых в отдельности препятствовал его эксплуатации, ВС РФ встал на сторону потребителя и заставил продавца вернуть деньги за неисправный автомобиль. Тот факт, что недостатки устранены при гарантийном ремонте, значения не имеет.
Источник: Определение Судебной коллегии Верховного Суда от 08.12.2020 № 29-КГ20-6-К1