Покупатель вправе предъявить требование о возврате денег за бракованный товар и после окончания срока гарантии, если до этого он провел досудебную экспертизу.
По общему правилу требования к продавцу, связанные с качеством товара, покупатель вправе предъявить на гарантийном сроке, а если он составляет менее года, то в течение двух лет со дня покупки. Однако при решении вопроса о законности претензии покупателя решающее значение имеет не дата предъявления покупателем претензии, а дата выявления самого недостатка в товаре. Это следует из разъяснений суда. Поэтому если есть документ, подтверждающий, что недостаток обнаружен во время действия гарантии, магазин обязан вернуть деньги за товар, даже если сама претензия подана уже по окончании гарантийного срока.
Так, кассационный суд признал право покупателя на возврат денег за ноутбук в следующей ситуации. При продаже магазин предоставил годовую гарантию на компьютер. На второй год ноутбук сломался – вышла из строя материнская плата. Покупатель предположил, что брак носит производственный характер, поэтому ответственность лежит на продавце (т.к. поломка выявлена в пределах двух лет со дня продажи). Покупатель обратился в специализированную организацию для проведения досудебной экспертизы.
Экспертиза подтвердила производственный характер брака. Покупатель обратился с претензией в магазин. Однако на момент подписания претензии двухгодичный срок со дня покупки уже прошел. На этом основании магазин отказался возвращать деньги. Но суд компанию не поддержал, указав, что дата обнаружения недостатка зафиксирована заключением досудебной экспертизы. А экспертиза, назначенная судом, факт заводского брака подтвердила. Поэтому то, что претензия подписана уже за пределами двух лет со дня продажи, значения не имеет. Магазин обязан вернуть деньги за бракованный компьютер.
Документ: Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 04.02.2020 по делу № 88-2370/2020