Магазин не вправе самостоятельно объявить товар технически сложным и лишить покупателя права на возврат денег без предварительного ремонта.
По закону о защите прав потребителей покупатель технически сложного товара при обнаружении в нем брака в большинстве случаев не может сразу требовать возврата денег. Сначала покупку необходимо сдать в гарантийный ремонт. Однако перечень таких технически сложных товаров определен Правительством РФ и изменению не подлежит.
Поэтому если покупка в правительственном перечне не поименована, продавец не вправе объявлять ее технически сложным товаром и игнорировать требования покупателя о возврате денег, навязывая гарантийный ремонт. Это справедливо, даже если товар объективно технически сложный в части производства и установки.
Так, кассационный суд признал незаконными действия магазина, который отказался возвращать деньги за бракованную видеокарту для компьютера и отправил её на гарантийный ремонт. Судьи отметили, что видеокарта, приобретенная как отдельный товар, а не в составе уже готового компьютера, не поименована в правительственном перечне. Значит, она не является технически сложным товаром. Поэтому гарантийный ремонт видеокарты может быть проведен, только если этого требует сам покупатель. Если же заявлено требование о возврате денег, магазин обязан его удовлетворить, а не направлять товар в ремонт.
Документ: Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 05.03.2020 № 88-4888/2020