Даже в том случае, когда товар технически исправен, но установленное на нем программное обеспечение не позволяет полноценно использовать все его функции, покупатель вправе вернуть его и потребовать возврата уплаченных средств.
Покупатель приобрел в магазине смарт-часы и фитнес-браслет. Спустя некоторое время он не смог их использовать, поскольку интернет-сервис, при помощи которого работали эти устройства, перешел на использование другого программного обеспечения и поддержка приобретенных покупателем гаджетов была прекращена. На момент обнаружения этой проблемы гарантийный срок на товар истек, а срок службы не был установлен вовсе. Покупатель обратился в суд с требованием о возврате денег за товар, однако в удовлетворении этого требования ему отказали, поскольку на момент продажи устройств интернет-сервис и гаджеты работали исправно. Кроме того, поводом для отказа послужило то, что прежде чем отказаться от товара, потребитель не обращался к производителю товара с требованием об устранении возникшей неисправности.
Верховный суд не согласился с таким походом, отменил решения нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение. По мнению судей, программное обеспечение технически сложного товара должно работать в течение всего срока его службы, а если такой срок не установлен – в течение 10 лет с момента его продажи. Требование потребителя к программному обеспечению товара должно рассматриваться как требование к качеству товара в целом.
Кроме того, если восстановление работы программного обеспечения невозможно в принципе, потребитель не обязан обращаться к производителю с требованием об устранении этого недостатка, чтобы воспользоваться правом на отказ от товара.
Суды должны были признать этот недостаток существенным и неустранимым и учесть это при разрешении требования потребителя о возврате товара.
Источник: Определение Верховного Суда РФ от 15.12.2020 № 46-КГ20-19-К6