1С для эффективной торговли

Новые правила пожарной безопасности для магазинов торговых центров и рынков

1 января 2021 года вступили в силу новые правила противопожарного режима, обязательные для исполнения (в числе прочих) владельцами магазинов, торговых центров и рынков.

Новые правила устанавливают требования к организации противопожарной безопасности в различных сферах деятельности, определяют правила оборудования помещений, порядок проведения массовых мероприятий и т. д. Отдельный раздел правил (VII) посвящен деятельности объектов организаций торговли.

Так, с 1 января 2021 года в магазинах и ТЦ запрещено:

  • проводить огневые работы во время нахождения покупателей в торговых залах;

  • продавать легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, горючие газы, порох, капсюли, пиротехнические и другие подобные изделия в магазинах, расположенных в зданиях класса функциональной пожарной опасности Ф3.1 (класс определяется в соответствии с Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности). Исключение предусмотрено только для лекарств, медицинских изделий, косметики и алкоголя. Также правило не действует на АЗС;

  • размещать отделы, секции по продаже легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, горючих газов и пиротехнических изделий ближе чем на 4 метра от выходов, лестничных клеток и других путей эвакуации;

  • устанавливать в торговых залах баллоны с горючими газами для наполнения воздушных шаров и для других целей;

  • уменьшать ширину путей эвакуации в ТЦ, размещая на них игровые автоматы;

  • хранить на путях эвакуации горючие материалы, отходы, упаковки и контейнеры;

  • хранить горючие товары и негорючие товары в горючей упаковке в помещениях без открывающихся оконных проемов или систем дымоудаления с механическим приводом;

  • торговать товарами бытовой химии, лаками, красками и другими легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, расфасованными в стеклянную емкость более 1 литра каждая, а также пожароопасными товарами без этикеток с предупреждающей надписью "Огнеопасно";

  • хранить упаковочные материалы (стружка, солома, бумага и т. д.) в помещениях для торговли легковоспламеняющимися и горючими жидкостями;

  • совмещать продажу в одном торговом зале оружия (гражданского и служебного) и патронов к нему и иных видов товара, за исключением спортивных, охотничьих и рыболовных принадлежностей и запасных частей к оружию;

  • хранить патроны к оружию в подвальных помещениях;

  • хранить порох в одном шкафу с капсюлями или снаряженными патронами.


При организации и осуществлении торговли следует соблюдать следующие требования:

  • загрузочные устройства шахтных подъемников для бестарного транспортирования полуфабрикатов должны быть оборудованы заслонками, открывающимися только на время загрузки;

  • в рабочее время загрузка (выгрузка) товаров и тары должна осуществляться по путям, не связанным с эвакуационными выходами, которые предназначены для покупателей;

  • расфасовку пожароопасных товаров следует осуществлять только в приспособленных для этого помещениях;

  • хранить и продавать керосин и другие горючие жидкости в розлив можно только в отдельно стоящих зданиях, конструкции которых выполнены из негорючих материалов, включая полы. Уровень пола в таких зданиях должен быть ниже примыкающей планировочной отметки, чтобы в случае аварии жидкость не растекалась за пределы здания. В таких зданиях нельзя использовать печное отопление, а также приборы и устройства с применением открытого огня;

  • торговые залы должны быть отделены от кладовых, в которых установлены емкости с керосином и другими горючими жидкостями, противопожарными преградами. Емкости с такими жидкостями не должны быть объемом более 5 кубических метров;

  • прилавок для продажи легковоспламеняющихся и горючих жидкостей должен иметь негорючее покрытие, исключающее образование искр при ударе;

  • тара из-под легковоспламеняющихся жидкостей должна храниться на специальных огражденных площадках;

  • патроны к оружию должны храниться в шкафах из негорючих материалов, установленных в помещениях, отгороженных от других помещений противопожарными перегородками и перекрытиями;

  • в здании магазина можно хранить не более 50 кг дымного пороха или 50 кг бездымного пороха, включая порох, содержащийся в патронах.

Если торговля осуществляется на крытом или открытом рынке розничной или мелкооптовой торговли, руководитель такого рынка должен обеспечить:

  • ширину прохода между торговыми рядами, ведущего к эвакуационным выходам, не менее 2 м;
  • наличие через каждые 30 м торгового ряда поперечных проходов шириной не менее 1,4 м.

По новым правилам общественным зданиям (в том числе зданиям торговых центров и магазинов) будут присваивать различные категории риска. Всего таких категорий 6 – от низкой до чрезвычайно высокой. Расчет категории будет производиться с учетом особенностей конкретного здания, его этажности, состояния электропроводки, наличия систем противопожарной безопасности, наличия и работы пожарной сигнализации и т. д. 

От присвоенной категории впоследствии будет зависеть периодичность проведения проверок, а также перечень противопожарных требований, обязательных для исполнения торговым объектом. Категория может быть изменена на более низкую или более высокую при изменении характеристик здания. Проверить правильность присвоения той или иной категории можно на сайте МЧС при помощи специального калькулятора. При необходимости присвоенную ранее категорию можно обжаловать.

Не реже чем каждые полгода в торговых центрах необходимо проводить тренировки по эвакуации людей на случай пожара или других чрезвычайных ситуаций. Причем тренировки обязательно должны проводиться в рабочее время, когда в торговом центре находятся посетители – это позволит сделать их наиболее приближенными к реальности, то есть более эффективными.

Следить за соблюдением новых правил будет МЧС России. Правила будут действовать 6 лет – до 31 декабря 2026 года включительно.

Источник: Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479

Поделиться
Загрузка
Свежие бизнес-новости, кейсы и статьи в наших соцсетях

Почитать. Пообщаться. Задать вопрос

Свежие бизнес-новости, кейсы  и статьи в наших соцсетях
Не знаете, что выбрать? Оставьте заявку на консультацию