Извещать покупателя о месте и времени проверки бракованного товара нужно, только если от потребителя поступило соответствующее заявление.
Закон о защите прав потребителей устанавливает обязанность магазина, получившего претензию относительно качества проданного товара, провести проверку качества, т.е. определить, действительно ли в товаре есть недостаток. При этом покупателю предоставлено право участвовать в такой проверке.
Однако, как пояснили судьи кассационного суда, это законоположение вовсе не означает, что магазин должен обеспечить участие покупателя в проверке качества. Значит, если в претензии или другом поступившем от потребителя документе прямо не указано на то, что он желает присутствовать при исследовании, продавец вправе не извещать покупателя о дате и времени его проведения.
Руководствуясь такой логикой, судьи отказались признать вину магазина в нарушении прав покупателя. Последний счел, что проверка качества, проведенная без его участия, неправомерна. Как отметил суд, ни один из документов, который был в распоряжении магазина на дату проведения исследования, не содержал информации о том, что потребитель намерен участвовать в проверке или просит известить его о дате и времени исследования. Кроме того, результаты проверки в любом случае носят объективный характер и не могут меняться в зависимости от того, участвовал в ней покупатель или нет. Поэтому тот факт, что проверка качества проведена в отсутствие потребителя, сам по себе не говорит ни об ошибочности ее выводов, ни о нарушении прав покупателя.
Документ: Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 22.05.2020 по делу № 88-8020/2020, 2-1473/2019