Невыполнение требования покупателя о возмещении расходов на экспертизу не является поводом для взыскания с магазина дополнительной неустойки.
Закон о защите прав потребителей обязывает продавца, получившего претензию по качеству товара, принять такой товар и организовать проверку качества, а если такой проверки будет недостаточно, то и экспертизу. Но на практике эти обязанности выполняют далеко не все торговцы. И тогда оплачивать экспертизу приходится покупателю. Но если такая экспертиза подтверждает производственный характер брака, то расходы на эксперта покупатель может переложить на магазин, потребовав возмещения потраченных сумм. В то же время невыполнение этого требования в добровольном порядке не повод для начисления неустойки.
Как отметил кассационный суд, в случае с убытками право покупателя на получение неустойки регулируется специальной нормой Закона о защите прав потребителей. В ней речь идет только об убытках, которые причинены непосредственно в связи с продажей бракованной вещи. А расходы на оплату экспертизы, которая проведена по инициативе покупателя в целях предъявления требования о возврате уплаченных за товар денег, не являются прямым следствием приобретения некачественного товара. Поэтому и неустойка на них не начисляется.
Документ: Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19.02.2020 № 88-654/2020