После того как покупателю направлен официальный отказ в возврате денег, магазин не может изменить причину отказа.
Причины отказа, указанные в официальном ответе потребителю, в дальнейшем не могут произвольно меняться магазином. Такой вывод следует из решения кассационного суда по итогам рассмотрения следующего спора.
Покупатель приобрел в мебельном магазине обеденный стол. При его сборке в домашних условиях выяснилось, что в отведенное на кухне место этот стол не помещается. Кроме того, цвет стола отличался от того, который требовался покупателю. В этой связи потребитель решил отказаться от покупки и потребовал от магазина вернуть деньги.
В ответе на претензию магазин указал, что деньги возврату не подлежат, поскольку не сохранен товарный вид (стол уже собран покупателем), а также потому, что обеденные столы в принципе не подлежат обмену и возврату из-за несоответствия по габаритам и цвету. Покупатель обжаловал этот отказ в суде и выиграл дело.
Продавец подал жалобу, в которой просил отменить решение, указывая, что покупатель в принципе не имел права требовать возврата денег, т.к. в магазине были другие столы, которые подходили и по цвету, и по размерам. Значит, стол подлежал замене, а не возврату. Но судьи эту жалобу отвергли, указав, что подобные обстоятельства в качестве оснований для отказа в возврате денег магазином изначально не заявлялись, равно как и сама замена стола покупателю не предлагалась ни на досудебной стадии, ни позже. А раз так, то и покупатель, и нижестоящий суд правомерно исходили из того, что аналогичного товара с подходящими характеристиками в магазине просто нет, что дает покупателю право на возврат денег.
Документ: Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 24.01.2020 № 88-1080/2020 по делу № 2-84-118/2019