Включение в квитанцию условий о возможных рисках, которые несет покупатель при проведении гарантийного ремонта, может обернуться для магазина штрафом.
При приеме товара у покупателя (для ремонта, проверки, экспертизы и т.п.) составляется соответствующий документ. Это может быть акт или квитанция, в которых указывается, какой именно товар принят, в каком состоянии и в каком комплекте. Далее обычно приводится суть жалобы потребителя и сведения о сроках ремонта и других необходимых условиях. Именно в этой части к составлению текста квитанции надо подойти с особой аккуратностью.
Дело в том, что на подобные документы также распространяется требование Закона о защите прав потребителей о недопустимости включения условий, ухудшающих положение покупателя. И уже само наличие в квитанции или акте такого условия является поводом для штрафа, причем вне зависимости от того, использовалось оно на практике по отношению к покупателю или нет. На это обратили внимание судьи Арбитражного суда Северо-Кавказского округа, утвердившие штраф для магазина в следующей ситуации.
При приеме товара по гарантии продавец оформлял и передавал на подпись покупателю квитанцию, содержащую условия ремонта. И одним из пунктов значилось, что клиент принимает на себя риск, связанный с возможным выявлением в товаре недостатков, не указанных в квитанции. Также на покупателя возлагались риски возможной утраты работоспособности товара, если при ремонте будет выявлено нарушение правил эксплуатации или самостоятельного ремонта.
Именно эти условия и стали поводом для наложения на продавца штрафа в размере 10 тыс. руб. Как указали судьи, Закон о защите прав потребителей не предусматривает возможности переложения на покупателя, сдавшего товар в гарантийный ремонт, рисков только на том основании, что конкретный недостаток не указан в квитанции.
Документ: Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.07.2020 № Ф08-5068/2020 по делу № А32-51356/2019