1С для эффективной торговли
19 января 2021

Какое наказание предусмотрено за недоведение до потребителя необходимой информации?

Вид наказания за непредставление потребителю необходимой информации о товаре, работе, услуге, о продавце или исполнителе напрямую зависит от того, был ли продан потребителю товар, оказана ли услуга и выполнена ли работа.

По закону потребитель вправе получить достоверную информацию об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). В свою очередь изготовитель товара, исполнитель работ, услуг или продавец обязаны предоставить потребителю такую информацию.

Так, до потребителя нужно довести фирменное наименование организации, место ее нахождения (адрес) и режим работы. Эта информация размещается на вывеске. Кроме того, потребителю должна быть предоставлена вся необходимая информация о товаре, работе или услуге. В противном случае изготовитель, продавец или исполнитель может быть привлечен к административной ответственности.

КоАП РФ содержит две похожие нормы, которые могут быть применены к нарушителю в данном случае:

  • ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ – устанавливает ответственность за продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг организацией или ИП при отсутствии необходимой информации (штраф – от 3 000 до 4 000 руб. для ИП и от 30 000 до 40 000 руб. – для организации);

  • ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ – устанавливает ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, продавце, исполнителе и о режиме их работы (штраф – от 500 до 1000 руб. для ИП и от 5 000 до 10 000 руб. – для организации).

Верховный Суд обратил внимание на то, что выбор той или иной статьи для наказания нарушителя напрямую зависит от того, был ли продан товар (оказана услуга, выполнена работа) на момент применения наказания или нет.

Если товар был реально продан, работа была выполнена, а услуга оказана, а необходимая информация не была доведена до потребителя, к нарушителю должна быть применена более строгая норма – ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ.

Более мягкая норма ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ применяется, если право потребителя на получение информации было нарушено (например, продавец не разместил табличку с режимом работы у двери), но товар, работы или услуги не были проданы (выполнены, оказаны).

Источник: Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2020) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020) (пункт 39)

Поделиться
Загрузка
Свежие бизнес-новости, кейсы и статьи в наших соцсетях

Почитать. Пообщаться. Задать вопрос

Свежие бизнес-новости, кейсы  и статьи в наших соцсетях
Не знаете, что выбрать? Оставьте заявку на консультацию