
Базовые возможности работы с МЧД в 1С-ЭДО
В типовые программы 1С встроен модуль электронного документооборота 1С-ЭДО. Он полностью готов к работе, его не нужно внедрять и настраивать. Дополнительно потребуется установить криптопровайдер — программу, обеспечивающую шифрование и подписание документов, и получить электронную подпись (ЭП). С этим набором можно начинать применять МЧД.
В 1С-ЭДО поддержан полный цикл работы с МЧД, включая:
- бесплатное создание или загрузку из распределенного реестра ФНС;
- выдачу МЧД в порядке передоверия;
- работу с нотариальными МЧД;
В 1С-ЭДО можно настроить передоверие от физических лиц, например, если руководитель делегировал оформление МЧД для других сотрудников своему помощнику или иному лицу, в таком случае оформляются нотариальные МЧД, которые тоже загружаются в программу 1С.
- использование встроенного классификатора полномочий Минцифры;
- отзыв доверенности;
- работу с МЧД без доступа к распределенному реестру ФНС.
В 1С-ЭДО есть и уникальные возможности при работе с МЧД: загрузка файловых доверенностей, журнал МЧД, правила проверки полномочий.
Файловые МЧД
В соответствии с нормативными правовыми актами информационной системой хранения МЧД может быть как распределенный реестр ФНС, так и собственная информационная система. Поэтому не зарегистрированную в распределенном реестре ФНС доверенность можно загрузить из файла, если контрагент передал документы, подписанные сертификатом физического лица, но не приложил к ним МЧД.
1С при проверке подписи сопоставит эту доверенность с ЭП физического лица, которая есть в программе, и подтянет МЧД к подписи. Доверенность, загруженная из файла, успешно пройдет проверку, если полномочия в ней указаны верно.
Единый центр управления МЧД
В программах 1С доступен единый центр управления машиночитаемыми доверенностями, внутренними и внешними — от контрагентов. Реализован центр в виде журнала МЧД, в котором хранятся все доверенности, которые когда-либо создавались в организации или поступали по ЭДО от деловых партнеров.
Журнал — главное место для работы с МЧД. Из него создаются новые МЧД, загружаются доверенности контрагентов из распределенного реестра ФНС и т. д. Он существенно упрощает поиск нужных документов и работу с ними — не нужно переключаться между разделами программы.
Автоматическая проверка полномочий
Важная функция при работе с МЧД — проверка полномочий. Например, вы ежемесячно получаете документы от одного контрагента. Для частотного документооборота автоматическая проверка полномочий очень удобна: необходимо один раз настроить правила и можно забыть об этой задаче.
Чтобы настроить правила проверки в карточке МЧД, воспользуйтесь простым конструктором. Его элементы — это ограничения по сумме, виду документов, контрагенту и др. Для более сложных сценариев возможна настройка в виде скрипта на языке «1С:Предприятия».
Для части полномочий из классификатора Минцифры фирма «1С» поставляет список правил проверки. Если они подходят, их можно использовать. Если не подходят, следует изменить правила под себя, добавить новые. Всегда можно вернуться к правилам, которые есть в 1С по умолчанию.
После настройки правил проверки нужно в карточке МЧД установить тумблер в положение «Правила включены» и записать карточку.
В результате все документы, поступающие к вам вместе с этой МЧД, будут проходить проверку автоматически в соответствии с настроенными правилами.
При подготовке статьи использованы материалы доклада «Практика работы с 1С-ЭДО» в рамках Единого семинара для бухгалтеров и руководителей.
Остались вопросы по работе с МЧД? С удовольствием ответим!
Бесплатная консультация от франчайзи «1С» в вашем регионе