Взыскать неустойку с магазина за то, что деньги покупателю не были возвращены в течение 10 дней, можно, только если доказано, что магазин действительно уклонялся от удовлетворения претензии.
По закону о защите прав потребителей магазин, который не вернул покупателю деньги за бракованный товар в течение 10 дней после получения претензии, должен платить неустойку в размере одного процента от стоимости товара за каждый день. Однако, как разъяснили судьи Верховного Суда РФ, эта неустойка взыскивается не по формальным основаниям (пропуск срока), а именно за факт уклонения от возврата денег. Значит, если доказательств такого уклонения нет, неустойка не начисляется, даже если срок выплаты нарушен.
Руководствуясь такой логикой, ВС РФ отменил неустойку магазину, который в ответ на претензию направил покупателю письмо с просьбой согласовать по указанному номеру телефона дату и время проведения выездной и бесплатной диагностики товара, по результатам которой (в случае обнаружения дефектов) деньги будут незамедлительно возвращены. Такое письмо явно подтверждает, что магазин не уклонялся от возврата денег, а нарушение срока связано исключительно с действиями самого покупателя, который не стал проводить предложенную диагностику. Поэтому никакую неустойку магазин платить не должен.
Документ: Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 22.10.2019 № 18-КГ19-117, 2-6654/2018