Даже если товар на гарантии, покупатель вправе отказаться от бесплатного ремонта и потребовать возмещения расходов на устранение брака в другом сервисе.
Закон о защите прав потребителей гласит: при обнаружении брака в приобретенном товаре покупатель вправе предъявить продавцу требование о:
- замене товара или о возврате денег,
- бесплатном ремонте или возмещении своих расходов на ремонт у третьего лица,
- об уменьшении цены товара.
При этом только покупатель решает, какое именно требование предъявить. Единственное ограничение касается технически сложных товаров: требование об обмене таких товаров и возврате денег можно предъявить только в первые 15 дней после покупки, а после – при существенности недостатков.
Как указал кассационный суд, ни продавец, ни изготовитель (импортер) товара не могут навязывать покупателю свое видение тех требований, которые могут предъявляться в той или иной ситуации. В частности, судьи признали неправомерным отказ в удовлетворении заявленных потребителем требований о возмещении расходов на ремонт в стороннем сервисе телефона, который еще находился на гарантии. При этом суд не принял доводы о том, что подобные действия покупателя являются неразумными и приведут к утрате дальнейшей гарантийной поддержки, еще раз отметив, что выбор требования – исключительная компетенция покупателя.
Таким образом, потребитель вправе отказаться от гарантийного ремонта силами продавца или изготовителя и потребовать возмещения расходов на ремонт в стороннем сервисе.
Документ: Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 05.06.2020 № 88-13298/2020