1С для эффективной торговли
15 июля 2020

Можно ли привлечь покупателя-жалобщика к ответственности за распространение порочащих сведений?

Магазин не может наказать покупателя за сведения, которые он указывает в претензиях и жалобах

Гражданский кодекс дает организации право требовать опровержения сведений, порочащих ее деловую репутацию. Это требование может быть предъявлено к любому лицу, которое распространило такие сведения. Однако использовать данный способ защиты по отношению к покупателю, который обращается с претензией или жалобой относительно качества товара или действий продавца, не получится.

Как указал арбитраж Дальневосточного округа, требование об опровержении порочащих сведений может предъявляться при одновременном выполнении трех условий: имеется факт распространения сведений об организации; порочащий характер этих сведений; их несоответствие действительности.

В случае с претензией покупателя не выполняется самое первое условие: нельзя говорить о распространении сведений. Ведь претензия направляется покупателем непосредственно продавцу с использованием тех технических средств, которые предоставлены магазином (электронная почта, мессенджер, сообщение на сайте и т.п.). Также не будет факта распространения и в случае направления подобных претензий в виде жалоб в государственные органы (Роспотребнадзор, полиция, прокуратура), т.к. это является конституционным правом гражданина. И если покупатель этим правом не злоупотребляет, направляя многочисленные и безосновательные претензии в различные органы именно с целью навредить магазину, то оснований для привлечения потребителя к ответственности за нанесение ущерба деловой репутации торговой точки не имеется.

Документ: Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 15.06.2020 № Ф03-964/2020 по делу № А73-11463/2019

Поделиться
Загрузка
Свежие бизнес-новости, кейсы и статьи в наших соцсетях

Почитать. Пообщаться. Задать вопрос

Свежие бизнес-новости, кейсы  и статьи в наших соцсетях