Самый привычный для нас – это штриховой код на упаковке товарной единицы. Его вводят для того, чтобы различать товары между собой, так называемые GTIN (Global Trade Item Number или Глобальный номер предмета торговли). Обычно он размещается на упаковке в одном из форматов штрихового кода: EAN 8, EAN13, UPC-A, UPC-E и в просторечии называется просто «штрихкод». Это от 8 до 13 цифр, последняя – это контрольная цифра, вычисляемая по определенной формуле.
В издательском бизнесе используются также коды ISBN – уникальный международный номер книги и ISSN – код периодических изданий.
Какие товары считаются разными? Международная ассоциация GS1, создающая стандарты маркировки, рекомендует придерживаться следующих правил присвоения новых GTIN:
-
Во-первых, если потребительские качества двух товаров настолько различны, что покупатели считают их разными товарами.
-
Во-вторых, если информация о товаре должна быть раскрыта по законодательству. Например, в шампуне изменился один из ингредиентов.
-
В-третьих, если изменились условия прохождения товара в цепи поставок. Например, товар требует разной температуры хранения и транспортировки.
Как видно, два из трех принципов прямо касаются интересов покупателя. Использование штрихкодов для формирования чеков, может не только ускорить оформление продаж, но и точно узнать, какие товары предпочитает покупатель. Продолжим знакомиться с видами кодировки.
Для кодировки транспортной упаковки товаров используются код формата ITF14 или SSCC.
Код INF14 состоит из 14 цифр. Первая цифра (допустимы значения от 1 до 8) кодирует вариант упаковки одного и того же товара, например, картонная коробка или ящик, следующие 12 цифр – это штрихкод товара EAN13, без последнего контрольного символа, а 14 цифра – контрольная. Таким образом ITF14 – это код, который указывает, что в данной упаковке размещен такой-то товар. Он довольно крупный, может наноситься непосредственно на картон и легко считывается сканерами.
Код транспортной упаковки SSCC гораздо более информативный. В нем может быть закодирован и GTIN, и идентификационный код поставщика, и вес товара, и срок годности. Разные параметры имеют свой код – идентификатор применения, который указывается в скобках. Символы, следующие за ним – это значение этого параметра. Такой штрихкод размещается, как правило, на этикетке, наклеенной на паллете или коробе и может быть быстро расшифрован с помощью терминала сбора данных.
В противоположность транспортно-логистическим упаковкам каждый экземпляр определенного товара может кодироваться индивидуальными кодами. Например, серийный номер холодильника или EMEI мобильного телефона. К индивидуальным штрихкодам относятся и коды маркировки. Они могут иметь разный формат , но одинаковое назначение – идентифицировать единицу серийно произведенной продукции. Ниже на рисунке приведены примеры акцизных марок алкогольной продукции старого образца в формате PDF417 и нового, Datamatrix, предназначенного для поштучного учета.
Формат индивидуальной марки постоянно развивается, становится более информативным. И, несмотря на то, что внешний вид кода – один или несколько квадратов, ограниченных с двух сторон сплошной линией, остается неизменным, правила кодирования информации немного изменяется. Современный формат кода марки, GS1 Datamatrix, может содержать не только индивидуальный номер изделия, но его цену, срок годности и другую информацию, кодированную по стандартам GS1.
Товары, которые могут продаваться в розницу групповой упаковкой, также могут иметь индивидуальный код упаковки. Примером может служить код формата Datamatrix, нанесенный на блок сигарет.
Итак, мы познакомились с некоторыми форматами штриховых кодов, которые могут наноситься на потребительские упаковки товаров. Теперь давайте посмотрим, как подключить к программе 1С сканер шрихкодов и кассовый аппарат.