Массовые жалобы покупателей могут стать поводом для возвращения проверок бизнеса. Роспотребнадзор предложил Минэкономразвития России проработать новый критерий риска для компаний.
В докладе ведомства говорится о том, что за последние 10 лет в России выявлено более 56 000 нарушений положений ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 "О защите прав потребителей". Больше всего нарушений зафиксировано в розничной торговле (15 100 случаев) и в финансовых услугах (9 500 случаев).
Практически каждый второй договор, проанализированный ведомством, содержит условия, ущемляющие права потребителей:
- обусловливание покупки одного товара приобретением другого;
- платные услуги без согласия потребителя;
- возможность для бизнеса в одностороннем порядке отказаться и расторгнуть соглашения;
- штрафы для покупателей.
Действующий в стране мораторий на проверки фактически приостановил контроль и надзор в области защиты прав потребителей. В результате растет недовольство среди потребителей, которым не нравится то, что нарушителей не наказывают.
Сегодня в России разработаны индикаторы риска нарушений, позволяющие проводить проверки компаний даже во время действия моратория. Однако перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований в области защиты прав потребителей не содержит индикатор в сфере услуг.
В секретариате вице-премьера правительства Дмитрия Григоренко считают, что жалобы потребителей могут быть учтены Роспотребнадзором в индикаторах риска при нарушении обязательных требований. Это позволит оперативно пресекать нарушения, принимать меры и привлекать виновных лиц к ответственности.
Источник:
Известия