В 2022 году Правительство России выпустило постановление, которым отменило проведение плановых контрольных мероприятий (в том числе проверок) организаций и предпринимателей . Подробнее об этом мы писали здесь. Постановлением Правительства России от 10.03.2023 № 372 действие моратория на плановые проверки было продлено до 1 января 2030 года.
Постановлением Правительства России от 11.09.2024 № 1234 правила проведения проверок вновь скорректировали с 21.09.2024. Рассмотрим эти изменения.
Оснований для внеплановых проверок стало больше
В пункт 3 Постановления № 336 включено дополнительное основание для проведения внеплановой проверки. Так, внеплановая проверка возможна при поступлении в контролирующий орган сведений об осуществлении организацией или ИП видов предпринимательской деятельности без подачи уведомления о начале такой деятельности. Речь идет о видах предпринимательской деятельности, перечисленных в ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, по которым такое уведомление обязательно. Такие проверки проводятся при условии согласования с органами прокуратуры.
Еще одним новым основанием для внеплановой проверки является поступление от органов ФСБ России сообщения о возможном нарушении обязательных требований в области транспортной безопасности. В таком сообщении содержатся сведения о причинении вреда или об угрозе его причинения охраняемым законом ценностям в сфере обороны страны и безопасности государства. Внеплановая выездная проверка и внеплановый рейдовый осмотр в этом случае проводятся без согласования с прокуратурой, но с ее обязательным уведомлением.
Для рейдовых осмотров пожарного надзора установлен максимальный срок
До 2030 года при проведении рейдового осмотра на объектах, деятельность на которых осуществляют несколько контролируемых лиц, срок взаимодействия с каждым из них может быть от 1 до 10 рабочих дней.
Предписания будут выдавать чаще
Пункт 7(2) Постановления № 336 дополнен новыми нормами, из которых следует, что контролеры будут составлять акт по результатам контрольного мероприятия и выдавать предписание об устранении выявленных нарушений в следующих случаях:
- если в ходе мониторинга или выездного обследования в области транспортной безопасности выявлены нарушения обязательных требований;
- если при мониторинге выявлены такие нарушения, как использование ККТ, не соответствующей требованиям, или нарушение порядка регистрации, перерегистрации и применения ККТ.
Сроки профилактических визитов увеличены
До 2030 года вместо проведения плановых проверок возможны профилактические визиты (не предусматривающие отказ от них). Основания для таких визитов перечислены в п. 11(5) Постановления № 336. Профилактический визит имеет целью (в том числе) оценку соблюдения обязательных требований и включает осмотр, отбор проб (образцов), истребование документов, испытания, инструментальные обследования, экспертизы.
Ранее срок такого визита был ограничен одним рабочим днем, а продлить его можно было не более чем на 4 рабочих дня. С 21.09.2024 срок профилактического визита увеличили до 10 рабочих дней. Продлить его по-прежнему могут на 4 рабочих дня, но за исключением случаев, когда посещают объекты, которыми пользуются или управляют несколько лиц. В этом случае такой визит может занять до 10 рабочих дней.
Продавцов маркированного товара не уведомят о проведении проверки
Контрольные мероприятия в области защиты прав потребителей при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований к маркировке товара при розничной продаже проводятся без уведомления контролируемого лица (организации или ИП, которая продает товары, подлежащие обязательной маркировке). Перечень таких индикаторов риска приведен в приказе Роспотребнадзора от 14.09.2023 № 635.
Срок принятия решения о повторном профилактическом визите ограничили
Если профилактический визит (не предусматривающий отказа) невозможно нанести из-за отсутствия контролируемого лица по месту нахождения (осуществления деятельности) либо по причине фактического неосуществления деятельности (либо по другим причинам), инспектор составляет акт о невозможности профилактического визита. В этом случае уполномоченное должностное лицо контрольного (надзорного) органа вправе принять решение в отношении контролируемого лица о посещении последнего без предварительного уведомления контролируемого лица. По новым правилам такое решение может быть принято не позднее 3 месяцев со дня составления акта. Ранее предельный срок для принятия этого решения установлен не был.
Новые правила проверок соблюдения законодательства о ККТ
Постановление № 336 дополнено новой нормой, которая определяет порядок проведения контрольной закупки в рамках контроля (надзора) за соблюдением законодательства о применении ККТ, в том числе за полнотой учета выручки. До 2030 года действует следующее правило: если в ходе контрольной закупки выявлены нарушения, инспектор вправе незамедлительно начать проведение документарной или выездной проверки. Для их проведения не требуется принимать решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
Информация о таких проверках вносится в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий в течение 5 рабочих дней с момента начала соответствующей проверки.
До 2030 года срок проведения контрольной закупки при проверке соблюдения законодательства о ККТ может быть увеличен до 25 рабочих дней по решению должностного лица ФНС России. Контролируемое лицо оповещается о проведении контрольной закупки в течение 2 рабочих дней со дня завершения срока ее проведения.
Установлены сроки оформления акта по результатам контрольной закупки
Акт по результатам контрольной закупки или мониторинговой закупки оформляется в течение 5 рабочих дней со дня ее окончания. Акт направляется контролируемому лицу:
- по почте;
- через единый портал Госуслуг;
- через региональный портал Госуслуг.