В последнее время планирование выездных налоговых проверок строится не на тотальном контроле, а на риск-ориентированном подходе. Этот принцип заложен в Концепции планирования, которая утверждена приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.
Для проведения выездного контроля отбираются налогоплательщики по общедоступным критериям риска. Налогоплательщик, соответствующий таким критериям, с большой долей вероятности будет включен в план выездных налоговых проверок.
Критерии приведены в п. 4 Концепции, среди них следующие:
1. налоговая нагрузка у налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду деятельности). Среднеотраслевые показатели приведены в приложении № 3 к Приказу ММ-3-06/333@:
- Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2019 году
- Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2018 году
- Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2017 году
- Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2006-2016
2. отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов;
3. отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период;
4. опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров, работ или услуг;
5. среднемесячная заработная плата на одного работника ниже среднего уровня по виду деятельности в субъекте РФ;
6. неоднократное приближение к предельному значению показателей, дающих право на специальные налоговые режимы;
7. отражение ИП суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год;
8. заключение договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без разумных экономических или иных причин (деловой цели);
9. непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, пояснений, а также наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.;
10. неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами);
11. значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности. Среднеотраслевые показатели приведены в приложении № 4 к Приказу ММ-3-06/333@:
- Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельность активов организаций по видам экономической деятельности в 2019 году
- Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельность активов организаций по видам экономической деятельности в 2018 году
- Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельность активов организаций по видам экономической деятельности в 2017 году
- Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельность активов организаций по видам экономической деятельности в 2006-2016 годах
12. ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.
Регулярно проверяя свою финансово-хозяйственную деятельности по этим критериям, налогоплательщик может своевременно оценить налоговые риски и самостоятельно уточнить свои налоговые обязательства. Для этого служит пояснительная записка к уточненной налоговой декларации, которая приведена в приложении № 5 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.
Для самостоятельной проверки в программе «1С:Бухгалтерия 8» предусмотрен отчет «Оценка риска налоговой проверки». Проверка на соответствие этим критериям осуществляется по данным учета и регламентированной отчетности в информационной базе. Отчет можно сформировать за 1-й квартал, полугодие, 9 месяцев, год. О том, как провести проверку, см. подробнее.
Источник: ИС 1С:ИТС