Что изменится
Ранее в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» действовал такой порядок: и руководители, и сотрудники организаций получали сертификаты электронной подписи (ЭП) для ЭДО в коммерческих удостоверяющих центрах (УЦ). С помощью ЭП, которая содержит ИНН юридического лица и данные физического лица, они подписывали документы от имени организации.
Теперь ФНС России выдает сертификат руководителю организации, а коммерческие центры — сотрудникам, но только как физическим лицам. Чтобы сотрудник организации мог в ЭДО подписывать электронные документы от имени юрлица или ИП, в дополнение к сертификату физлица потребуется МЧД, подписанная руководителем. За выпуск доверенности большинство операторов ЭДО берет плату. В 1С-ЭДО МЧД можно выпустить без дополнительной оплаты.
Новая схема должна была заработать в 2023 году. Но для того чтобы изменения не стали резкими и болезненными для бизнеса, регулирующие органы отложили старт применения новых сертификатов до 1 сентября 2024 года.
С этой даты подписывать документы от имени юридического лица можно будет только с использованием сертификата:
- руководителя;
- физического лица при наличии МЧД, подписанной сертификатом руководителя или другого лица в порядке передоверия.
Отметим, что организациям необязательно переходить на использование сертификатов физлиц с МЧД, если все документы может подписывать только руководство организации.
Как программы 1С помогут подготовиться к 1 сентября
Для работы с сертификатами для ЭДО «1С» предлагает:
- бесплатный отчет «Сертификаты электронной подписи» для инвентаризации сертификатов сотрудников;
- сервис 1С:Подпись, используя который физлица могут получить сертификаты;
- стандартный функционал в решениях 1С, с помощью которого руководитель может бесплатно выпустить МЧД прямо в программе 1С.
После 1 сентября программа 1С будет блокировать устаревшие сертификаты и уведомлять пользователя о том, что сертификат не действует.
Отчет «Сертификаты электронной подписи»
Отчет нужен для того, чтобы до наступления 1 сентября в программе 1С проверить актуальность сертификатов сотрудников для ЭДО, спланировать работу по замене и успеть завершить ее в срок.
Документ показывает:
- действующие сертификаты;
- сертификаты с истекающим сроком действия;
- сертификаты сотрудников, выданные коммерческими УЦ, которые требуют замены;
- сертификаты, используемые вместе с МЧД.
Отчет можно сформировать в современных версиях программ на платформе 1С:Предприятие:
- «1С:Бухгалтерия 8» начиная с релиза 3.0.156;
- «1С:Управление нашей фирмой 8» и «1С:Розница 8» начиная с релиза 3.0.8.109;
- «1С:ERP Управление предприятием» начиная с релизов 2.5.18.47 и 2.5.17.106.
Отчет «Сертификаты электронной подписи» реализован во всех решениях 1С, где есть библиотека ЭДО, например в отраслевых решениях на базе программы 1С:Бухгалтерия. А вот в 1С:ЗУП его нет, так как программа не поддерживает электронный документооборот.
Сервис 1С:Подпись
Сервис нужен для получения физическими лицами усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) для работы в 1С-ЭДО.
Инструкция по получению УКЭП в 1С:Подпись
1. В программе 1С перейдите в раздел «Администрирование \ Настройки электронной подписи и шифрования».
2. Создайте заявление на выпуск нового квалифицированного сертификата. Для этого заполните данные о владельце сертификата, контактную информацию и реквизиты обслуживающей организации — партнера 1С.
3. Распечатайте заявление и подготовьте комплект документов.
4. Отправьте заявление и свяжитесь с представителем обслуживающего партнера 1С для передачи документов и личной идентификации. Если у вас есть действующий квалифицированный сертификат, при подаче заявления можно пройти дистанционную идентификацию.
5. После идентификации и обработки заявления партнером обновите статус заявления.
6. Программа 1С установит сертификат на ваш компьютер.
Выпуск МЧД
В решениях 1С поддерживаются универсальный и специальные форматы МЧД. Пользователи 1С-ЭДО и 1С-Отчетности могут выпускать доверенности любых форматов бесплатно.
Специальные МЧД используются для взаимодействия с государственными информационными системами (ГИС), если оператор ГИС утвердил собственный формат доверенности. Например, такая МЧД нужна для отправки регламентированной отчетности в ФНС, СФР, Банк России.
В остальных случаях для обмена документами с ГИС подходит универсальная МЧД, такая же, как для ЭДО с контрагентами.
Будет интересно:
– Как работать с МЧД: получение от контрагентов, проверка, создание в «1С»
– Участники системы маркировки перейдут на единую форму МЧД
– Какие машиночитаемые доверенности использовать при работе с ЕГАИС?
Проконсультируем по работе с МЧД, настройке сервисов и продуктов «1С»!
Бесплатная консультация от франчайзи «1С» в вашем регионе.