1С для эффективной торговли

Обязательное применение МЧД с 1 сентября 2024 года: что сделать сейчас, чтобы быть готовым к переходу

18 июля 2024 11785

С 1 сентября 2024 года нельзя будет подписывать электронные документы сертификатами сотрудников юрлиц для ЭДО, выданными коммерческими удостоверяющими центрами. Станет обязательным новый порядок получения и использования сертификатов сотрудников — вместе с машиночитаемой доверенностью (МЧД). Как к нему подготовиться и какими решениями 1С можно воспользоваться — читайте в нашей статье.

Изображение sample.jpg

Что изменится

Ранее в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» действовал такой порядок: и руководители, и сотрудники организаций получали сертификаты электронной подписи (ЭП) для ЭДО в коммерческих удостоверяющих центрах (УЦ). С помощью ЭП, которая содержит ИНН юридического лица и данные физического лица, они подписывали документы от имени организации.

Теперь ФНС России выдает сертификат руководителю организации, а коммерческие центры — сотрудникам, но только как физическим лицам. Чтобы сотрудник организации мог в ЭДО подписывать электронные документы от имени юрлица или ИП, в дополнение к сертификату физлица потребуется МЧД, подписанная руководителем. За выпуск доверенности большинство операторов ЭДО берет плату. В 1С-ЭДО МЧД можно выпустить без дополнительной оплаты.

Новая схема должна была заработать в 2023 году. Но для того чтобы изменения не стали резкими и болезненными для бизнеса, регулирующие органы отложили старт применения новых сертификатов до 1 сентября 2024 года.

С этой даты подписывать документы от имени юридического лица можно будет только с использованием сертификата: 

  • руководителя;
  • физического лица при наличии МЧД, подписанной сертификатом руководителя или другого лица в порядке передоверия.

Отметим, что организациям необязательно переходить на использование сертификатов физлиц с МЧД, если все документы может подписывать только руководство организации.

Как программы 1С помогут подготовиться к 1 сентября

Для работы с сертификатами для ЭДО «1С» предлагает:

  • бесплатный отчет «Сертификаты электронной подписи» для инвентаризации сертификатов сотрудников;
  • сервис 1С:Подпись, используя который физлица могут получить сертификаты;
  • стандартный функционал в решениях 1С, с помощью которого руководитель может бесплатно выпустить МЧД прямо в программе 1С.

После 1 сентября программа 1С будет блокировать устаревшие сертификаты и уведомлять пользователя о том, что сертификат не действует.

Изображение sample.jpg

Отчет «Сертификаты электронной подписи»

Отчет нужен для того, чтобы до наступления 1 сентября в программе 1С проверить актуальность сертификатов сотрудников для ЭДО, спланировать работу по замене и успеть завершить ее в срок.

Документ показывает:

  • действующие сертификаты; 
  • сертификаты с истекающим сроком действия; 
  • сертификаты сотрудников, выданные коммерческими УЦ, которые требуют замены; 
  • сертификаты, используемые вместе с МЧД.

Отчет можно сформировать в современных версиях программ на платформе 1С:Предприятие:

  • «1С:Бухгалтерия 8» начиная с релиза 3.0.156;
  • «1С:Управление нашей фирмой 8» и «1С:Розница 8» начиная с релиза 3.0.8.109;
  • «1С:ERP Управление предприятием» начиная с релизов 2.5.18.47 и 2.5.17.106. 

Отчет «Сертификаты электронной подписи» реализован во всех решениях 1С, где есть библиотека ЭДО, например в отраслевых решениях на базе программы 1С:Бухгалтерия. А вот в 1С:ЗУП его нет, так как программа не поддерживает электронный документооборот.

Изображение sample.jpg

Сервис 1С:Подпись

Сервис нужен для получения физическими лицами усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) для работы в 1С-ЭДО. 

Инструкция по получению УКЭП в 1С:Подпись

1. В программе 1С перейдите в раздел «Администрирование \ Настройки электронной подписи и шифрования».

2. Создайте заявление на выпуск нового квалифицированного сертификата. Для этого заполните данные о владельце сертификата, контактную информацию и реквизиты обслуживающей организации — партнера 1С.

Изображение sample.jpg

3. Распечатайте заявление и подготовьте комплект документов.

4. Отправьте заявление и свяжитесь с представителем обслуживающего партнера 1С для передачи документов и личной идентификации. Если у вас есть действующий квалифицированный сертификат, при подаче заявления можно пройти дистанционную идентификацию.

5. После идентификации и обработки заявления партнером обновите статус заявления.

6. Программа 1С установит сертификат на ваш компьютер.

Выпуск МЧД

В решениях 1С поддерживаются универсальный и специальные форматы МЧД. Пользователи 1С-ЭДО и 1С-Отчетности могут выпускать доверенности любых форматов бесплатно.

Специальные МЧД используются для взаимодействия с государственными информационными системами (ГИС), если оператор ГИС утвердил собственный формат доверенности. Например, такая МЧД нужна для отправки регламентированной отчетности в ФНС, СФР, Банк России.

В остальных случаях для обмена документами с ГИС подходит универсальная МЧД, такая же, как для ЭДО с контрагентами.

Будет интересно:

Как работать с МЧД: получение от контрагентов, проверка, создание в «1С»

Участники системы маркировки перейдут на единую форму МЧД

Какие машиночитаемые доверенности использовать при работе с ЕГАИС?

Проконсультируем по работе с МЧД, настройке сервисов и продуктов «1С»!

Бесплатная консультация от франчайзи «1С» в вашем регионе.

Поделиться
Свежие бизнес-новости, кейсы и статьи в наших соцсетях

Почитать. Пообщаться. Задать вопрос

Свежие бизнес-новости, кейсы  и статьи в наших соцсетях