1С для эффективной торговли

Новости маркировки: что нас ждёт в 2023-2024 годах

16 октября 2023 2697

В 2023 году тема маркировки получила новый виток развития: присоединились госучреждения, использующие молоко и воду для собственных нужд, добавились новые товарные категории, а вместе с ними – новые режимы работы и более строгий контроль за соблюдением требований маркировки. Давайте посмотрим, что изменилось и как это будет работать.

Введение онлайн-контроля — разрешительный режим

20 июня 2023 года Минпромторг России внёс новый законопроект, который утверждает новый порядок розничной продажи молока и молочной продукции, табака и табачной продукции, упакованной воды и пива.

А с 1 марта 2024 года планируется включение разрешительного режима продажи кодов маркировки. Это означает, что теперь нужно будет отправлять каждый код маркировки на проверку в ГИС МТ при продаже в розницу.

Есть ещё один любопытный момент в данном законопроекте: во-первых, разрешительный режим вводится этапами по разным товарным категориям, во-вторых, зависит от категории участника.

Например, в части продажи молочной продукции разрешительный режим наступает 1 марта 2024 года для продавцов крупных торговых сетей, а для всех остальных продавцов он станет обязательным, согласно законопроекту, 1 сентября 2024 года.

Выдержка из законопроекта:

«…1 мая 2024 года — для продавцов крупных торговых сетей. При этом под крупной торговой сетью понимается совокупность пятидесяти и более торговых объектов, которые принадлежат на законном основании хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам, входящим в одну группу лиц в соответствии с Федеральным законом „О защите конкуренции“, или совокупность пятидесяти и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации (далее — крупные торговые сети);

1 сентября 2024 года — для продавцов, за исключением крупных торговых сетей…»

Мы рекомендуем всем, кто связан с розничной торговлей упомянутыми товарными категориями внимательно изучить постановление, чтобы понять, к какой категории вы относитесь и в какие сроки для вас наступают изменения.

Как будет работать разрешительный режим: общая схема бизнес-процессов

1. Кассир при розничной продаже предварительно сканирует код маркировки

2. Код маркировки с помощью нового метода АПИ codes/check отправляется на проверку в ГИС МТ

3. Если был получен положительный ответ, и он прошёл проверки, то пробивается чек

4. Если код маркировки не прошел проверку, то чек не может быть пробит, и продажа запрещена.

Есть нюансы: на текущий момент, если ответ от ГИС МТ не был получен за определённый период, сейчас это 1,5 секунды, то чек пробить можно и это не будет считаться нарушением.

В дальнейшем, если ответ от ГИС МТ будет запаздывать или не поступать вовсе, оператор ГИС МТ планирует проведение параллельной (дополнительной) проверки. Такие проверки будут проводиться с помощью нового программного обеспечения «Енисей». Эта программа устанавливается в локальной сети предприятия и работает как буфер, по типу УТМ.

Как изменится процедура розничной продажи

Сейчас на большинстве кассовых аппаратов отсутствуют механизмы электронной подписи и соответствующие сертификаты, соответственно использование стандартных проверок 1С отключено и используются только проверки средствами ККТ. А именно — механизм авторизации по токену, который действует 10 часов и требует электронную подпись.

Чтобы упростить процедуру и исключить работу с электронной подписью на кассе, ГИС МТ предложил временный альтернативный вариант авторизации с условно-бессрочным токеном. Такой токен действует до 1 марта 2025 года, а получить его нужно только один раз. Однако с 1 марта возможно придётся вернуться к схеме регулярной авторизации токена и, следовательно, потребуется установить на кассу электронную подпись.

Разрешенный процент нечитаемых кодов

В сегменте «молочки» достаточно давно обсуждались массовые жалобы розничных продавцов, связанных с тем, что замороженные продукты нередко теряют форму, запотевают, царапаются и т. п., поэтому при продаже не получается считать код, перемаркировки молочной продукции нет, а продавать товары нужно.

В связи с этим 25 июля 2023 года было подписано постановление № 1208 «О внесении изменения в Правила маркировки молочной продукции средствами идентификации».

В постановлении говорится, что компания может продавать до 2% нечитаемых кодов от оборота, и при этом передаётся не код маркировки, а специальный технический код.

Обратите внимание: эта мера заявлена как временная, сроки её действия — до 1 апреля 2024 года, поэтому в типовых розничных решениях 1С её поддержка не предполагается.

Два формата кодов для маркировки БАДов и антисептиков

Специально для маркировки биологически-активных добавок и антисептиков методическими рекомендациями утвердили два вида кодов DataMatrix — полный и упрощённый (короткий).

Полный код является стандартным и приоритетным, он состоит из 4 блоков. Этот код используется в том случае, если на упаковке на плоской и ровной поверхности можно выделить квадрат размером 12×12 мм. Если упаковка маленькая, например, в формате «саше» или на упаковке много изгибов, можно использовать упрощённый код DataMatrix.

В каких решениях 1С есть поддержка маркировки?

Обратите внимание: вы можете обновиться до актуальной версии 1С, поддерживающей работу с маркировкой, совершенно бесплатно в рамках текущего информационного технологического сопровождения конфигурации

Будет интересно:

 — Как поставщики и розничные продавцы справились с маркировкой товаров с помощью 1С — 5 интересных кейсов

 — Как подключать пивные кеги к оборудованию розлива в ГИС МТ: инструкция

 — Как продавать маркированную слабоалкогольную продукцию в 1С:Кассе?

 — 1С:Лекторий. Маркировка пива, зерна и продуктов его переработки (мука, крахмал и т. д.)

Есть вопросы по работе с маркированным товаром? Не знаете, с чего начать и как всё сделать правильно?

Оставьте заявку на консультацию и партнеры 1С вам помогут

Поделиться
Свежие бизнес-новости, кейсы и статьи в наших соцсетях

Почитать. Пообщаться. Задать вопрос

Свежие бизнес-новости, кейсы  и статьи в наших соцсетях