Вовремя определяем то, что пора закупать
К примеру, часто случается так: клиент приходит в магазин за покупкой, но нужного товара нет в наличии. Покупатель уходит, а вместе с ним — и недополученная прибыль. А самое неприятное, что этот покупатель может и не вернуться в следующий раз. Такая ситуация легко предотвратима. Открываем раздел «Аналитика» и парой кликов выбираем товары с объемом продаж за определенный период, скажем, не менее 10 тысяч рублей, запас которых (программа считает его на основе статистики продаж) менее двух дней. И вот перед вами список позиций, которые пора закупать. В более сложных решениях для торговли «1С:Розница», «1С:УНФ» или «1С:Управление торговлей» есть аналогичные и даже более продвинутые функции, но может потребоваться чуть больше времени, чтобы в них разобраться.
Освобождаем полки от «мертвых» запасов
Обратная ситуация — товары, которые месяцами или даже годами пылятся на полках. Эти позиции на самом деле обходятся вашему бизнесу довольно дорого. Деньги, вложенные в них, заморожены, и пока они лежат без дела, вы не можете использовать средства для новых закупок или других инвестиций. Да хотя бы в банк на депозит положить — уже 20% годовых получится по текущим условиям! Устанавливаем фильтр, чтобы увидеть товары, запаса которых хватит больше чем на полгода. И добавим фильтр, чтобы в список попали только те товары, запас которых в деньгах составляет значительную сумму, скажем, от 100 тысяч рублей. В итоге получим перечень позиций, которые стоит распродать с хорошей скидкой, чтобы вернуть деньги в оборот.
Проверяем, не продаем ли мы себе в убыток
Когда на полках — множество товаров, то отслеживать каждую позицию очень сложно. А ведь ситуация, когда товар продается себе в убыток, встречается чаще, чем можно себе представить. Закупочные цены время от времени меняются, обычно в сторону увеличения. Или объявили акцию, установили скидку, а снять забыли. Для таких случаев в аналитических возможностях товароучетных программ предусмотрен соответствующий фильтр. После его установки программа покажет товары с маржой, например, менее 3% . И не удивляйтесь, если найдутся товары, маржа на которые будет отрицательной, — ведь система считает маржу не по установленной розничной цене, а по реальной — с учетом всех применяемых скидок.
Оцениваем «щедрость» кассиров на скидки
Скидки в розничной торговле — важный инструмент для привлечения клиентов, но и здесь скрываются потенциальные потери. Особенно в малом бизнесе, где часто используются ручные скидки, которые кассир вправе применять самостоятельно. В программе «1С:Касса» можно посмотреть, какие скидки применяет каждый из ваших сотрудников и сравнить данные разных кассиров. Не исключено, что найдется один, раздающий (за ваш счет, разумеется) скидки налево и направо — друзьям, знакомым, родственникам, да и просто красивым девушкам.
Сравниваем средний чек — показатель профессионализма продавца
В розничной торговле есть еще один показатель, который помогает оценить работу продавцов, — средний чек. Хороший продавец умеет предложить клиенту дополнительные товары, увеличивая общую сумму покупки. Причем чем меньше магазин, тем большее значение приобретает поведение сотрудника, который стоит за прилавком. А уж в каком-нибудь маленьком фастфуде это часто даже важнее, чем цены и ассортимент. «Вот ваш кофе. И попробуйте еще круассаны, только-только из печки достали. Есть миндальные, есть лимонные, есть с абрикосом. Какие вкуснее? А вы возьмите все три — и сами решите, что вам больше понравится». Знакомый диалог, правда? А как оценить, какой продавец лучше продает? Очень просто. Чем лучше продавец, тем больше будет средняя сумма чека. И сравнить средний чек по каждому кассиру в той же «1С:Кассе» можно очень быстро и наглядно.
Экономим на комиссии банка
Рост популярности безналичных платежей тоже влияет на выручку. За оплату банковской картой банки берут комиссию, обычно более 2% от суммы чека. Но, если покупатель расплачивается через Систему быстрых платежей (СБП), комиссия для магазина будет намного ниже — не более 0,7%. Но вот ведь беда — платить картой все-таки немного быстрее и удобнее. Для кассира предлагать покупателям платить по СБП — это лишние хлопоты. Заплатил — и ладно, а как именно — да какая разница?! Кассиру, может, и никакой, а для магазина — потери. Поэтому переходим к аналитическому отчету «Виды оплат», который показывает, чем платят ваши покупатели. Хотите в процентах, хотите — в рублях. В этом отчете тоже есть возможность проверить, как обстоят дела у каждого кассира. Кто-то ленится уговаривать покупателей платить через СБП, а кто-то нет. А разница в деньгах выходит очень и очень большая — сотни тысяч рублей в год.
Простая аналитика — путь к эффективности
Малый бизнес нередко недооценивает возможности аналитики, считая ее ненужной и слишком сложной. Однако даже самые простые инструменты вроде тех, что представлены в программе «1С:Касса», позволяют находить скрытые резервы эффективности. Поняв, как управлять запасами, контролировать маржу, регулировать скидки и оптимизировать способы оплаты, предприниматель может значительно улучшить свои финансовые результаты.
Остались вопросы по аналитике продаж? С удовольствием ответим!
Бесплатная консультация от франчайзи «1С» в вашем регионе