Для разграничения вывесок и рекламных конструкций учитываются цели их размещения, а также внешний вид, размер и оформление.
Размещение вывесок на фасадах зданий является постоянным предметом споров как с проверяющими, так и с владельцами соответствующих зданий. Ошибка в классификации конструкции может обернуться для магазина штрафом за незаконную рекламу или обязанностью оплатить аренду фасада.
Разъяснения, как разграничить вывеску и рекламу, дал арбитраж Уральского округа. Как отметил суд, универсальных признаков, отличающих вывеску от рекламы, не существует. Поэтому в каждом конкретном случае надо исследовать все обстоятельства размещения конструкции – её содержание, оформление, размер, место расположения.
Так, в части содержания вывески следует обращать внимание, есть ли на ней сведения, которые обязательно должны доводиться до потребителей по Закону о защите прав потребителей (фирменное наименование, коммерческое наименование, место нахождения, режим работы). При их наличии речь, очевидно, идет о вывеске, а не о рекламе.
Если же их нет, нужно оценить, с какой целью размещена конструкция. Если она только информирует покупателей о месте входа в торговую точку и не содержит товарного знака, наименования и прочих индивидуализирующих элементов, то речь также идет о вывеске. В противном случае конструкция является рекламой.
Именно исходя из этой логики, суд признал рекламой размещенный над входом в аптеку световой короб, который помимо слова «Аптека» содержал также и товарный знак продавца. Кроме того, конструкция была выполнена в корпоративных цветах сети аптек. Эти моменты, наряду с размером (почти 9 кв. м.) и отсутствием на коробе данных о режиме работы и месте нахождения, по мнению судей, свидетельствуют, что основной целью конструкции является привлечение и поддержание внимания к сети аптек. А значит, речь идет о рекламе. За ее размещение нужно заплатить владельцам здания.
Документ: Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21.07.2020 № Ф09-2860/20 по делу № А60-40401/2019